Социально-экономическое значение статистического изучения цен
Статистика цен - составная часть социально-экономической статистики, изучающая всю систему цен, действующую в сфере экономических отношений.[12]
Цена является важнейшим стоимостным измерителем. Цену как объект изучения статистики цен следует рассматривать с позиций макро- и микроэкономики. С позиций макроэкономики на цену воздействуют отраслевые пропорции, системы распределения национального дохода, налогообложения и кредитования, порядок формирования затрат и т. д. С микроэкономических позиций цена рассматривается как механизм, функционирующий на уровне конкретного предприятия, фирмы, с помощью которого можно обеспечить прибыль.
Цены формируются в процессе как производства, так и обмена товаров. Значение цен в экономическом механизме велико. Коренные из- мененияв экономике России и ее государственном устройстве, связанные с переходом на рыночные основы хозяйствования, привели к радикальной ломке прежнего механизма управления, в том числе и в ценообразовании. В условиях плановой экономики цены устанавливались централизованно. Система цен строилась по цепочке, последовательно переходя от продукции добывающих и сырьевых отраслей к продукции передельного цикла и товарам народного потребления.[4]
Плановые цены отличались относительной устойчивостью, стабильностью. Но чем дольше они действовали, тем больше формировался отрыв конкретных цен от реальной величины затрат, тем больше цены превращались в «кривое зеркало», что приводило к еще большим ошибкам в планировании экономики. Эти противоречия решались, в основном, путем периодических пересмотров цен - общих (например, сметных норм и цен в строительстве в 1969 и в 1984 гг.) либо частичных или по отдельным прейскурантам или их группе (например, пересмотр оптовых цен на продукцию машиностроения и легкой промышленности в 1973 г)
Пересмотры прейскурантных цен в СССР были осуществлены 1936,1949, 1956, 1967, 1973, 1982, 1990, 1991 гг.
Проводимые централизованно пересмотры цен охватывали все виды (артикул, сорт, марка) продукции, включенной в прейскуранты.
В период между пересмотрами системы цен соблюдался принцип обеспечения их стабильности. С переходом на рыночные основы хозяйствования доминирующее положение заняли свободные цены.[12]
В рыночной экономике цена широко реализует свою балансирующую функцию. Она заключается в том, что с помощью цен достигается баланс между производством и потреблением, предложением и спросом. Цена должна заинтересовывать производителя в повышении качества и расширении ассортимента товаров с учетом спроса.
Сущность цены проявляется не только в ее балансирующей функции. Государством широко используется распределительная функция цены, которая предполагает возможность распределения и перераспределения произведенной стоимости между отдельными отраслями и секторами экономики, между различными регионами, отдельными социальными группами населения и т. д. Именно через эту функцию цены государство в значительной мере решает социальные проблемы общества.
Цена выполняет также критериальную функцию, поскольку является соизмерителем, с одной стороны, затрат, с другой - результатов труда. Соотношение между результатом и затратами характеризует эффективность затрат.
Не рассматривая подробно все функции цены в рыночном механизме хозяйствования, отметим лишь то, что они действуют не изолированно, а в сложном взаимодействии и взаимосвязи. В тесной взаимосвязи действуют в сфере экономических отношений и различные виды цен, составляющие единую систему цен, которые можно классифицировать. Так, с учетом сферы товарного обращения выделяются цены производителей и потребительские. Кроме того, цены можно классифицировать в зависимости от отраслевого признака, от назначения товаров и услуг, от уровня регулирования цен и т. д.
Для получения объективной статистической информации о ценовых процессах потребовалось решить две проблемы:
разработать принципиально новую систему сбора информации о ценах;
совершенствовать систему показателей и методологию их расчета с учетом адаптации к международным стандартам.
Основы совершенствования методологии статистики цен были заложены к концу 1991 г. (накануне либерализации цен в январе 1992 г.). Внедрение этой методологии осуществлялось постепенно, по мере накопления опыта работы и изучения потребностей управления экономикой.
С момента либерализации цен (в январе 1992 г.) решалась задача построения логической системы показателей статистики цен, которая peaлизует построение по единым методологическим принципам системы на блюдения за уровнем и изменением цен во всех секторах экономики
Еще статьи по экономике
Современное состояние и проблематика развития нетрадиционных видов туризма
История путешественников и путешествий насчитывает многие и многие
тысячелетия. С течением времени происходило стремительное развитие общества,
прогресс в науке, технике, на почве социально-эконом ...
Анализ и планирование показателей по труду и заработной плате торгового предприятия
Актуальность темы работы состоит в том, что проблема организации и оплаты
труда - одна из ключевых в российской экономике. От ее успешного решения во
многом зависят как повышение эффективности про ...
Социально-экономическое развитие регионов РФ
В 2007 году Россия вошла в группу стран с высоким уровнем
человеческого развития.
В целом за 1999-2008 гг. рост ВВП составил 93,8 %,
промышленности - 79,1 % (в марте 2008 года Росстат уточнил д ...