Ограниченность макроэкономической политики и возможности ее преодоления
Формально неплохие макроэкономические показатели развития российской экономики за последние годы скрывают упущенные возможности использовать благоприятную внешнеэкономическую конъюнктуру для вывода России на траекторию быстрого и устойчивого социально-экономического развития. Природная рента, формирующаяся за счет экспорта энергоносителей и сырьевых товаров в объеме около 60 млрд. долл. в год, не была использована для структурной перестройки экономики на новой технологической основе, уйдя на погашение внешнего долга, накопление стабилизационного фонда и другие формы вывоза капитала за рубеж. При этом российская экономика осталась недомонетизированной, объем инвестиций застыл на уровне одной трети от минимально необходимого для обеспечения простого воспроизводства, социальные обязательства государства недофинансируются вдвое, а расходы на науку и стимулирование НТП остаются на порядок ниже дореформенного уровня.
Согласно введенному С.М. Роговым разделению функций государства на традиционные (оборона и правопорядок) и современные (развитие интеллектуально-человеческого потенциала - расходы на образование, здравоохранение, науку и экономическое развитие) можно видеть, что сегодня в мире через государственные бюджеты тратится в среднем на современные функции 17,8% ВВП, а на традиционные - только 5,3%. Соотношение между этими статьями расходов -3,4:1. В развитых странах эти показатели составляют 25,0 и 3,9% (6,4:1), в странах с переходной экономикой - 22,1 и 3,8% (5,8:1).
В противовес мировой закономерности увеличения государственных расходов на выполнение современных функций государства в России большая часть государственных расходов идет на выполнение традиционных функций. В период с 2005 по 2011 гг. на эти цели из федерального бюджета тратилось 7,4% ВВП, что на 3-4% превышает среднемировой показатель. При этом наше государство тратит на современные функции в три раза меньше (4,7% ВВП). То есть у нас соотношение расходов на традиционные и современные функции составляет 2:1, подобно государству образца XVIII-XIX вв.
Как следует из вышеизложенного, уровень расходов государства на социально-экономическое развитие в России, будучи одним из самых низких в мире, не отвечает ни требованиям социального государства, ни потребностям развития человеческого потенциала. Чтобы достичь среднемирового уровня социальных расходов, российскому государству надо увеличить их на 4,9% ВВП. Эта величина соответствует профициту в федеральном бюджете, который планировался на 2011 год [3].
Таким образом, профицит российского федерального бюджета равнялся объему недофинансирования расходов на социально-экономическое развитие по сравнению со среднемировым уровнем. То есть, профицит федерального бюджета образовывался не потому, что российское государство получает доходов больше, чем ему требуется для выполнения своих функций, а вследствие недофинансирования социальной сферы и расходов на развитие.
Таким образом, социально-экономическими задачами российского государства стали:
· разработка и принятие крупномасштабных программ модернизации жилищной, транспортной и энергетической инфраструктуры;
· обеспечение локализации государственных закупок и закупок, контролируемых государством, на внутреннем рынке;
· кардинальное усиление государственную поддержку инновационной активности;
В последние годы произошли существенные изменения в целеполагании экономической политики российского государства. Вместо либерализации экономики и бессмысленного ее реформирования в качестве целей государственной политики провозглашены переход на инновационный путь развития, подъем благосостояния народа, построение высокоэффективной социально ориентированной экономики. Президент Д.М. Медведев в своем выступлении на Госсовете в 2012 году определил основные ориентиры социально-экономического развития России до 2020 г.:
Еще статьи по экономике
Социально-экономическое изучение уровня и динамики цен
Статистическое
изучение уровня цен и их динамики имеет огромное значение, что связано с той
важной ролью, которую играет цена в условиях рынка. Она выступает как
чувствительный показатель экономи ...
Современное состояние и проблематика развития нетрадиционных видов туризма
История путешественников и путешествий насчитывает многие и многие
тысячелетия. С течением времени происходило стремительное развитие общества,
прогресс в науке, технике, на почве социально-эконом ...
Теория распределения доходов в рыночной экономике
Одна из серьезных проблем, которые постоянно беспокоят
общество в современном мире, - неравенство людей даже в самых демократических и
экономически развитых странах.
Проблема неравенства гражд ...