Анализ себестоимости, прибыли, рентабельности
хозяйственный себестоимость прибыль рентабельность
Себестоимость продукции представляет выраженные в денежной форме текущие затраты предприятий на производство и реализацию продукции (работ, услуг). Себестоимость продукции является не только важнейшей экономической категорией, но и качественным показателем, так как она характеризует уровень использования всех ресурсов (переменного и постоянного капитала), находящихся в распоряжении предприятия.
Как экономическая категория себестоимость продукции выполняет ряд важнейших функций:
учет и контроль всех затрат на выпуск и реализацию продукции;
база для формирования оптовой цены на продукцию предприятия и определения прибыли и рентабельности;
экономическое обоснование целесообразности вложения реальных инвестиций на реконструкцию, техническое перевооружение и расширение действующего предприятия;
определение оптимальных размеров предприятия;
экономическое обоснование и принятие любых управленческих решений и др.
В условиях перехода к рыночной экономике роль и значение себестоимости продукции для предприятия резко возрастают. С экономических и социальных позиций значение снижения себестоимости продукции для предприятия заключается в следующем:
в увеличении прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, а следовательно, в появлении возможности не только в простом, но и расширенном воспроизводстве;
в появлении большей возможности для материального стимулирования работников и решения многих социальных проблем коллектива предприятия;
в улучшении финансового состояния предприятия и снижении степени риска банкротства;
в возможности снижения продажной цены на свою продукцию, что позволяет в значительной мере повысить конкурентоспособность продукции и увеличить объем продаж;
в снижении себестоимости продукции в акционерных обществах, что является хорошей предпосылкой для выплаты дивидендов и повышения их ставки.
Из всего сказанного вытекает очень важный вывод, что проблема снижения себестоимости продукции всегда должна быть в центре внимания на предприятиях.
Себестоимость продукции служит исходной базой формирования цен, прибыли, всех финансовых показателей работы предприятия. Планирование себестоимости необходимо для выявления резервов роста рентабельности производства; выбора и обоснования наиболее эффективных направлений капитальных вложений; определения оптимальных вариантов специализации производства на предприятии и внедрения новой техники; установления экономически оправданных границ повышения качества продукции.
Классификация таких затрат производится по ряду признаков:
первичные элементы затрат;
статьи расходов (статьи калькуляции);
способ отнесения затрат на себестоимость продукции;
функциональная роль затрат в формировании себестоимости продукции;
степень зависимости от изменения объема производства;
степень однородности затрат;
зависимость от времени возникновения и отнесения на себестоимость продукции;
удельный вес затрат в себестоимости продукции.
Группировка затрат по элементам является единой и обязательной и определяется Положением о составе затрат. Группировка по экономическим элементам показывает, что именно израсходовано на производство продукции, каково соотношение отдельных элементов в общей сумме расходов. При этом по элементам материальных затрат отражаются только покупные материалы, изделия, топливо и энергию. Оплата труда и отчисления на социальные нужды отражаются только применительно к персоналу основной деятельности.
Еще статьи по экономике
Анализ использования имущества
На современном этапе развития экономики вопрос анализа и оценки имущества
предприятий является очень актуальным.
Анализ имущества является важным для каждого предприятия ведь финансовое
состояние и ...
Анализ материальных ресурсов
Необходимым условием организации производства продукции является
обеспечение его материальными ресурсами: сырьем, материалами, топливом,
энергией, полуфабрикатами и т.д.
Стоимость материа ...
Анализ объемов прямых иностранных инвестиций в регионы
Устойчивые темпы роста экономики страны основываются на
экономическом развитии входящих в нее территорий, поэтому развитие экономики в
целом не возможно без экономического роста в каждом из регион ...