Особенности формирования рынка молочной продукции в условиях конкуренции

В условиях ненасыщенного рынка, конкурентоспособность, всегда лежащая в коридоре «качество - цена - сервис» в республике сместилась в область «цена - качество - сервис». В результате перед отечественными производителями молока и молочных продуктов встала проблема необходимости использования в своей деятельности маркетинга, как инструмента, с помощью которого возможно успешное осуществление рыночной деятельности. На прилавках магазинов появился широкий ассортимент молочных продуктов, который составляет сейчас серьезную конкуренцию импорту, причем западные производители сами подготовили себе достойных конкурентов.

Наибольшее число предприятий расположено в Алматинской (г. Иссык, п. Космос), Жамбылской (с. Кордай) областях и в городах Шымкент, Астана, Костанай. Результаты анализа статистических данных свидетельствуют о наличии ряда особенностей в современной структуре производства молочной продукции. Молочная отрасль уже не первый год развивается гораздо более высокими темпами.

На казахстанском рынке более десяти лет в производстве молочной продукции конкурируют такие компании, как «ФудМастер», «Адал», «Агропродукт», «Кайсар сут», «Данон», «Смак», а также конкурентоспособными на казахстанском молочном рынке представлены такие фирмы-производители, как «Весёлый молочник» (Киргизия), «Домик в деревне» (Россия). [18]

Сейчас в мире проводится большая работа по производству экологически чистой продукции. Можно сказать, что в республике также данная благородная цель выполняется и реализуется: АПК «Адал», компания «ФудМастер» наладили производство новых видов кисломолочной продукции с лечебными и диетическими свойствами, а именно «БФБ» (бифидумбактерии) и «Био-С» (ацидофильная простокваша), новинка молока и кефир «Источник Здоровья», обогащенная йодированным белком и др.; а Институтом Питания РК налажено производство детских молочных продуктов из сои.

Решая задачу по выпуску конкурентоспособного ассортимента молочной продукции, предприятия в своем стремлении завоевать как можно большую долю рынка начали активно использовать политику распределения. Среди основных наиболее используемых типов торговых точек являются супермаркеты, ориентированные на покупателей с доходом выше среднего и со средним уровнем дохода, гастрономы, мелкие продовольственные магазины, киоски и лотки, расположенные на оптовых рынках или просто как элементы уличной торговли. [20]

Одним из наиболее общих выражений степени достижения преимущества конкурентом считается фактическая рыночная доля предприятия в совокупном объеме реализации молочной продукции. Отражая результат конкурентной борьбы, рыночная доля показывает степень доминирования предприятия на рынке. Доля рынка исчисляется как предполагаемый объем продажи товара предприятия на данном рынке.

Еще статьи по экономике

Анализ общего уровня экономического развития предприятия-участника ВЭД
Всем известно, что любое из нормально функционирующих предприятий работает на максимально эффективный результат и оптимальный баланс доходов и активов, если его производственные ресурсы и возможн ...

Технико-экономическое обоснование модернизации оборудования в глиноземном цехе филиала ОАО БАЗ-СУАЛ
Главными целями развития металлургической промышленности России на период до 2020 года является обеспечение растущего спроса на металлопродукцию в необходимых номенклатуре, качестве и объемах поставок металлопо ...

Создание плановой калькуляции себестоимости технического воздействия на автотранспортном предприятии
Автомобильный транспорт имеет ряд существенных преимуществ, обеспечивших ему за последнее время интенсивное развитие. Главными преимуществами автомобильного транспорта являются: большие маневренно ...