Оценка сил конкуренции
При оценке сил конкуренции используется модель Майкла Портера, по которой конкуренция в любой отрасли есть взаимодействие пяти конкурентных сил:
) конкуренция среди существующих в отрасли фирм;
) потенциальная угроза входа в отрасль новых конкурентов;
) предприятия других отраслей, производящие товары-заменители;
) поставщики;
) потребители.
Наиболее значимой конкурентной силой является обычно конкуренция среди существующих в отрасли фирм. Она проявляется в стремлении соперничающих предприятий улучшить свою рыночную позицию, в наступательных действиях с целью подняться над конкурентами или победить отдельного конкурента, в защитной тактике с целью отстоять занимаемые позиции. Инструментами внутриотраслевой конкуренции являются: цены, качество продукции, внешний вид продукции и упаковки, гарантии, дополнительные услуги, реклама, способность к реализации нововведений, мощь собственной или партнерской распределительной сети и другие. На данном этапе анализа задача заключается в общей характеристике внутриотраслевого соперничества, определении правил, по которым она ведется в данной отрасли, и оценке силы внутриотраслевой конкуренции в настоящее время и в перспективе.
Угроза появления в отрасли новых фирм - это следующая сила конкуренции, которая должна быть проанализирована.
Серьезные последствия появления таких фирм проявляются в снижении доходности деятельности отрасли, борьбе за передел рынков, увеличении маркетинговых затрат. Величина угрозы появления новых фирм зависит от рентабельности отрасли по отношению к средней в народном хозяйстве и от наличия и значительности входных барьеров. Входные барьеры представляют собой препятствия, которые необходимо преодолеть для успешной конкуренции, создав для этого необходимые резервы, которые обычно не существуют для фирм внутри отрасли. К входным барьерам относятся:
Ø Экономия на масштабах.
Если этот фактор действует в отрасли, то новичку необходимо сразу же выходить на большие объемы, чтобы быть конкурентоспособным. Это требует серьезных капиталовложений и наличия организационного опыта.
Ø Трудность доступа к производственному опыту и секретам производства.
Ø Ориентация покупателей на известные торговые марки и их приверженность известной им продукции.
Ø Большая потребность в капитале, не связанная с экономией на масштабах.
Ø Специфические отраслевые преимущества уже действующих фирм, априорно обеспечивающие им возможности более низких издержек.
(Например, это может быть связано с доступом к сырью или другим ресурсам или с наиболее выгодным местоположением.)
Ø Доступ к каналам распределения.
(Существующие фирмы так или иначе стараются привязать к себе участников каналов распределения, что создает дополнительные сложности перед новичками.)
Ø Государственная политика регулирования в отношении данной отрасли.
Ø Международные торговые ограничения.
Поставщики как сила конкуренции могут оказывать воздействие на конкурентное положение в отрасли за счет повышения цен на свою продукцию. В какой мере им удается это сделать или насколько сильна угроза этого, зависит от силы поставщиков. Считается, что поставщики обладают большой силой при наличии следующих условий:
Ø Продукция, которую они поставляют, имеет решающее значение для качества продукции данной отрасли.
Еще статьи по экономике
Анализ объемов прямых иностранных инвестиций в регионы
Устойчивые темпы роста экономики страны основываются на
экономическом развитии входящих в нее территорий, поэтому развитие экономики в
целом не возможно без экономического роста в каждом из регион ...
Технико-экономические показатели компрессорного цеха Фроловского ЛПУМГ OOO Газпром трансгаз Волгоград
Россия, обладая уникальным энергетическим потенциалом, постоянно укрепляет свои позиции на мировом энергетическом рынке. Одновременно с этим РФ остается одним из крупнейших потребителей углеводородного сырь ...
Анализ национальной экономики Украины
Для
обоснования актуальности данной работы следует отметить, что экономика любой
страны является продуктом длительного исторического развития. Она формируется
веками в результате углубления общес ...