Понятие общего уровня экономического развития предприятия - участника ВЭД. Основные стратегии экономического развития

Понятие «предприятие» обозначает «обособленную производственную единицу, основой которой является профессионально организованный трудовой коллектив, способный с помощью имеющихся в его распоряжении средств производства создать нужную потребителям продукцию (или услуги) соответствующего назначения и получить прибыль». На уровне предприятий внешнеэкономическая деятельность направлена на заключение и исполнение контрактов с иностранными партнерами. Несомненно, ВЭД является составной частью всей работы большинства российских предприятий.

Для российских предприятий общий уровень развития оценивается от нулевого до четвертого уровня.

Общий уровень развития предприятия включает в себя следующие направления:

экономическое развитие;

развитие корпоративной культуры;

техническое и технологическое развитие;

организационно - управленческое развитие.

Что касается общего уровня экономического развития предприятия, к нулевому уровню относятся предприятия, обеспечивающие простое производство, а к четвёртому - предприятия, у которых доля оборота на одного сотрудника составляет примерно 60 - 80 тыс. долл./чел. в год.

Сам по себе термин «экономическое развитие» невозможно определить однозначно. Это достаточно трудноизмеряемый процесс, происходящий не прямолинейно, а неравномерно, по спирали. Он включает в себя периоды роста и спада, количественные и качественные изменения в экономике предприятия, положительные и отрицательные явления и тенденции. Можно сказать, что экономическое развитие циклично. Каждый цикл состоит из нескольких периодов:

период спада;

период депрессии;

периоды оживления и подъема, сопровождающиеся пиками подъема и спада.

Необходимо также разделять экономическое развитие по коротким и длительным периодам. Во время короткого периода предприятия могут корректировать производство путем изменения количества переменных ресурсов, таких как сырьевые материалы и рабочая сила, но не способны повлиять на фиксированные ресурсы. Под длительным же периодом понимается период времени, достаточный для изменения всех факторов - и переменных, и постоянных, в том числе и капитала.

Для эффективной работы предприятия и повышения его конкурентоспособности на мировой арене следует чётко определить стратегию его экономического развития и использовать творческий подход для реализации этой стратегии.

В современном менеджменте выделяют следующие виды стратегий экономического развития предприятия:

базовая - описывает, в основном, развитие производственно - сбытовой деятельности предприятия;

конкурентная - нацелена на достижение преимуществ предприятия перед конкурентами;

функциональная - разрабатывается для каждого функционального подразделения предприятия в частности.

Наиболее сложными являются решения стратегии базового уровня, так как они касаются всего предприятия в целом.

Можно выделить следующие виды базовой стратегии:

Базовая стратегия

1 - активного развития 2- адаптационной стабилизации

1 - прорыва 2 - эволюционная 3 - выживания

1 - ограниченного роста 2- роста 3- сокращения 4- сочетания

1 - развития 2- выживания

1- захвата 2- приспособления 3 - выживания

1 - стабильности 2- роста 3 - сокращения

Перейти на страницу: 1 2

Еще статьи по экономике

Современное состояние переработки и реализации мясной продукции
В настоящее время мясная промышленность - крупнейшая отрасль мясной индустрии, выпускающая широкий ассортимент продукции пищевого, технического и медицинского назначения. Эффективность производст ...

Анализ издержек и затрат ПО Гомсельмаш
С переходом экономики нашей страны на рыночные отношения повышается самостоятельность предприятий, а также их экономическая и юридическая ответственность. Резко возрастают значение финансовой уст ...

Анализ себестоимости продукции дойного стада
Себестоимость продукции является важнейшим показателем экономической эффективности сельскохозяйственного производства. В нем систематизируются все стороны хозяйственной деятельности, аккумулируютс ...