Анализ влияния объема продукции на величину прибыли
Изменение объемов выпуска и реализации продукции оказывает непосредственное влияние на динамику прибыли. В процессе анализа необходимо дать качественную и количественную оценку влияния этих факторов и рассмотреть последствия этого влияния.
Поскольку объемы выпуска и реализации продукции могут быть исчислены как в натуральном, так и денежном выражении, и на изменение этих показателей оказывают влияние достаточно большое количество факторов, в процессе анализа необходимо детально рассмотреть и оценить влияние каждого фактора.
Общее изменение прибыли в результате совокупного влияния всех факторов вычисляется по формуле:
∆ П = П1 - П0, (13)
где П1 - прибыль отчетного года;
П0 - прибыль базисного года.
На изменение прибыли влияют следующие факторы:
изменение объема продукции (при неизменной себестоимости). Расчет влияния на прибыль изменений в объеме продукции (∆П2) (собственно объема продукции в оценке по плановой себестоимости) имеет вид:
∆П2 = П0 К1 - П0 = П0 (К1 - 1), (14)
где К1 - коэффициент роста объема реализации продукции.
К1 = S1,0/S0,где S1,0 - фактическая себестоимость реализованной продукции за отчетный период в ценах и тарифах базисного периода;
S0 - себестоимость базисного периода;
изменение цен на реализованную продукцию. Влияние на прибыль изменений отпускных цен на реализованную продукцию (∆Р1) рассчитывается так:
∆Р1 = N1,0 = ∑p1q1 - ∑p0q1, (15)
где Nр1 = ∑p1q1 - реализация в отчетном году в ценах отчетного года (р - цена изделия; q - количество изделий);
Nр1,0 = ∑p0q1 - реализация в отчетном году в ценах базисного года;
изменения в объеме продукции, обусловленные изменениями в структуре продукции (∆Р2). Их влияние рассчитывается по формуле:
∆Р2 = Р0 (К3 - К1), (16)
где К3 - коэффициент роста объема реализации в оценке по отпускным ценам
К3 = N1,0/N0
где N1,0 - реализация в отчетном периоде по ценам базисного периода;
N0 - реализация в базисном периоде;
изменения себестоимости за счет структурных сдвигов в составе продукции (∆Р3). Расчет влияния этого фактора имеет вид:
∆Р3 = S0 K2 - S1,0. (17)
Отдельным расчетом определяется влияние на прибыль изменения цен на материалы и тарифы на услуги (∆Р2), а также экономии, вызванной нарушениями хозяйственной дисциплины (∆Р3). Сумма факторных отклонений дает общее изменение прибыли от реализации за отчетный период:
∆Р = ∑∆Рi = Р1 - Р0 = ∆Р1 + ∆Р2 + ∆Р3 + ∆Р4 + ∆Р5 + ∆Р6, (18)
где Р - общее изменение прибыли;
Рi - изменение прибыли за счет i-го фактора.
Таким образом, в теоретической части работы выделены аналитические задачи, которые решаются при анализе объема производства и выпуска продукции, описаны этапы ретроспективного анализа объема и выпуска продукции. Рассмотрены методы, которые применяются при анализе структуры выпуска и влияния структурных сдвигов на выполнение производственной программы, методы анализа применяются при выполнении расчетов резервов роста объема, а также приемы и способы, которые применяются в анализе выпуска и реализации продукции.
Для достижения положительного результата предприятию необходимо снижать себестоимость продукции и увеличивать выпуск товарной продукции. Так как материальные затраты составляют большой удельный вес в себестоимости, то резервом снижения себестоимости является замена дорогостоящих материалов на более дешевые, снижение величины отходов. Резервами снижения себестоимости также является снижение численности работающих (в основном за счет увеличения уровня механизации и автоматизации труда) и, вследствие чего, снижение затрат на оплату труда.
Еще статьи по экономике
Составление проекта на разведку месторождения полезного ископаемого
Целью курсовой работы по организации производства
является развитие навыков по разработке технико-экономических показателей,
обоснованию и выбору технических средств, методики работ, оптималь ...
Анализ объемов и эффективности инвестиционной деятельности
Инвестиционная деятельность предприятия неотъемлемая часть его
финансово-хозяйственной деятельности. Именно инвестиции позволяют
совершенствовать, модернизировать и оптимизировать производство, сн ...
Анализ и реинжиниринг бизнес-процесса – производство и продажа мебели на заказ
В мире существует множество
различных фирм. Коммерческие организации действуют с целью получения
максимальной прибыли. Это возможно только при условии наличия у фирмы
конкурентоспособности. Если ...