Характеристика нэпа в промышленности Урала

В то же время на рельсах нэпа успешно проходило восстановление сельского хозяйства. В 1923 г. посевные площади превысили посевы предыдущего года на 32,3%. Поголовье скота возросло на 47,3%. Главные железнодорожные мастерские стали выпускать из ремонта ежемесячно в среднем 6 паровозов. Начинает налаживаться и смычка между городом и деревней. Так, депо Оренбург, шефствуя над Васильевской волостью, отремонтировало здесь кузницу для сельскохозяйственной техники и капитально подготовило к весне 1924 г. 45 сельскохозяйственных машин. Усилиями шефов была открыта школа для деревенских ребятишек. Коллектив депо снабдил ее учебниками и писчебумажными принадлежностями. Подобные факты получили самое широкое распространение.

К 1924 г. на предприятиях появляется конкуренция рабочей силы. Она была вызвана как сокращением рабочих мест, так и начинающимся притоком обученной молодежи из школ фабрично-заводского ученичества. Только в Оренбурге в 1923 г. было три школы ФЗУ с числом учащихся 92, а в 1924 г. в пяти школах обучалось 123 человека для последующей работы в металлообрабатывающей, деревообрабатывающей, кожевенно-меховой, соляной и мукомольной промышленности. Кроме этого действовали профессионально-технические школы, различные государственные и частные курсы. Конкуренция побуждала рабочих повышать свою квалификацию, увеличивать производительность труда.

Стремление к повышению производительности труда толкало хозяйственные органы на переход к сдельным формам оплаты труда. На заводе «Орлес» при переходе на сдельную оплату производительность труда на 30% превысила норму. Когда ликвидационная комиссия с 15 декабря 1924 г. запретила ее, повысив норму выработки, производительность упала на 30%. Первыми на сдельщину перешли кожевники и печатники.

В 1924 г. из-за плохого урожая предприятия, перерабатывающие сельскохозяйственную продукцию, работали убыточно, ведь 74% сырья для промышленности поставляло именно сельское хозяйство. Производственные программы на 1924-1925 хозяйственный год, с учетом последствий неурожая, по всем отраслям были составлены со сравнительно небольшим приростом. Однако итоги года превзошли самые смелые ожидания. Местная государственная промышленность, к примеру, увеличила показатели по объединениям: металлопром - на 34%, сельпром - на 94%, силикатному - на 90%, кожевенному - на 20%. План на этих предприятиях был перевыполнен.

Это был период интенсивного развития промышленности. Во всех отраслях быстрыми темпами шел процесс восстановления и расширения заводов. В организацию труда все больше внедрялись элементы социалистического соревнования. Из 180-ти предприятий губернии в 1924 г. работали уже 132. Удельный вес государственного сектора составлял 72,6%.

Улучшалось положение рабочих. Заработная плата в промышленности за последний год увеличилась на 24% и в 1925 г. составила 78% довоенного уровня. Производительность труда также возросла, но отставала от роста заработной платы и равнялась 75% довоенной.

Восстановление народного хозяйства было в основном завершено в 1925-1926 гг. По объему выпуска промышленной продукции, по численности занятых рабочих достигнут уровень 1913 г., хотя полное восстановление не было закончено и к 1927 г. Завод «Орлес» и Илецкий соляной промысел вплотную подошли к довоенному рубежу.

Существование различных форм собственности, наличие нескольких секторов в промышленности рождало здоровую конкуренцию, поощряло поиск нового. В государственном секторе в 1925 г. было занято 84% рабочих, в кооперативных организациях - 6%, на частных предприятиях - 10%. Но уже с 1926 г. отчетливо прослеживается тенденция к увеличению доли госсектора за счет других. По отношению к частной промышленности требования и санкции все более ужесточаются. Экономическое состязание этих секторов заменяется волевыми решениями государственных органов. В результате такой политики в 1927 г. на госпредприятиях трудилось уже 94% всех рабочих. В кооперативной и частной промышленности оставшиеся 6% обеспечивали 15,5% выпуска продукции, что позволяет сделать вывод о большей производительности этого сектора экономики.

Личная трудовая доблесть в борьбе с разрухой были характерны для оренбуржцев. Первым в стране орден Трудового Красного Знамени получил машинист депо Абдулино Т. М. Чариков. Он был участником гражданской войны, а когда она кончилась, направил свои силы на восстановление транспорта. В 1921 г. паровоз Т. М. Чарикова, благодаря хорошему уходу, прошел 5 тыс. верст без ремонта.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7

Еще статьи по экономике

Технико-экономические показатели линии изготовления печатной платы
Задание На участке производится сборка платы. Нормы времени выполнения операций, и технологический процесс представлены в таблице. Месячная программа выпуска 18 000шт. Брак на производстве отсутствует. Количес ...

Анализ использования активов предприятия
В современных экономических условиях деятельность каждого хозяйственного субъекта является предметом внимания обширного круга участников рыночных отношений, заинтересованных в результатах его функ ...

Технико-экономический анализ работы ОАО Рубцовская автоколонна 1934 и разработка участка мойки
Основная задача автомобильного транспорта заключается в наиболее полном и своевременном удовлетворении потребностей народного хозяйства и населения в перевозках, а также повышение эффективности и качества работ ...