Социально-экономическое положение Ярославля (условия и факторы развития)
Приоритетные направления Программы определены на основе государственной политики в области занятости, анализа и прогноза развития экономики и рынка труда города. Программа предусматривает: повышение конкурентоспособности рабочей силы на рынке труда, совершенствование качественного состава трудовых ресурсов, поддержку предпринимательства, организацию общественных работ и временной занятости населения. При формировании Программы определены меры по предотвращению роста длительной безработицы, повышению эффективности сотрудничества с работодателями, совершенствованию системы профессионального ориентирования и консультирования и обучения незанятого населения. На профессиональное обучение Центром занятости населения в 2010 году были направлены 457 человек, в 2011 году - 475 человек, в 2012 году - 906 человек, или в 1,9 раза больше по сравнению с предыдущим годом. За 9 месяцев 2013 года Центром занятости направлено на профобучение 723 безработных граждан. Услуги по профессиональной ориентации и психологической поддержке в 2010 году получили 7512 человек, в 2011 году - 7275 человек, в 2012 году - 7654 человека, за 9 месяцев 2013 г. - 5664 чел.
В 2010 году в банке вакансий имелось 30490 единиц, в 2011 году 33587 единиц, в 2012 году - 37984 единицы, в 2013 г. - 30748 единиц. Из общего числа вакансий 62% составляют вакансии для рабочих, и 38% - вакансии для специалистов и служащих. Оценивая структуру банка вакансий, можно отметить, что наибольшим спросом у работодателей пользуются профессии квалифицированных рабочих: электрогазосварщики, слесари, станочники, водители автотранспорта, строители (каменщики, маляры, штукатуры, облицовщики, плотники, столяры), электрики. Пользуются спросом профессии сферы обслуживания - закройщики, портные, продавцы, повара, кондитеры. Среди специалистов и служащих большой спрос имеют преподаватели, учителя, инженеры, мастера по различным видам деятельности, медицинские работники среднего звена, воспитатели.
Однако, по-прежнему сохраняются профессионально-квалификационные диспропорции между спросом и предложением рабочей силы. В структуре спроса на рабочую силу профессии квалифицированных рабочих составили 51,8 %, профессии специалистов и служащих - 35,2 %, не требующие профессиональной подготовки - 13,5 %, в структуре предложения рабочей силы - 37,1 %, 52,6 % и 10,3 % соответственно. Таким образом, доля безработных граждан, состоящих на учете и имеющих профессии квалифицированных рабочих, значительно отстает от доли спроса на них. В тоже время, доля безработных специалистов и служащих превышают доли спроса на них. Несоответствие спроса и предложения рабочей силы характеризуется не только количественными, но и качественными признаками, среди которых ведущее место занимает квалификационная структура этих двух составляющих рынок труда. В банке вакансий большую долю имеют вакансии с повышенными требованиями работодателей к уровню квалификации (для рабочих - не ниже 4-6 разрядов, для специалистов - опыт работы по специальности не менее 3-х лет), к возрасту (не старше 35 лет), к полу (в основном вакансии для мужчин), к уровню трудовой и исполнительской дисциплины (отсутствие вредных привычек). Однако доля безработных, состоящих на учете в службе занятости и соответствующих этим требованиям, намного меньше.
Если проанализировать выпуск ПУ и ПЛ города Ярославля за 2013 год, то картинка будет следующая: Рабочие - 1371 53% Торговля - 419 16% Сфера услуг - 495 19% Служащие - 310 12% Всего - 2595
Это анализ выпуска по формальным признакам, без определения качества подготовки. Если принять во внимание, что средний разряд выпускника - 3-ий, и основная масса выпускников, получив с теоретическим курсом профессии аттестат о среднем образовании устремляется повышать свой образовательный уровень в средних специальных и высших учебных заведениях, не поступившая молодежь частью направляется в армию, а девушки, как правило, не желают реализовать знания по полученной специальности, серьезно вымывается огромный пласт специалистов рабочих профессий.
Предприятия не получают свежего притока молодых профессионалов для решения проблем воспроизводства в профессии. Непривлекательность физического труда, а также тяжелые условия, зачастую в отсутствии стандарта рабочего места в совокупности с низким уровнем социального пакета не является стимулом для притока молодых по возрасту трудовых ресурсов на производства города.
Муниципальная система образования города в целом характеризуется стабильностью и устойчивостью, типовым и видовым разнообразием образовательных учреждений, наличием муниципального компонента нормативной правовой базы. Она представляет собой разнообразную, многофункциональную сеть учреждений образования различных типов и видов, реализующих вариативные образовательные программы, позволяющие удовлетворять запросы населения в соответствии с интересами и склонностями детей. Город имеет значительное количество объектов культуры и спорта, которые могут быть использованы в интересах образования. Образование города восприимчиво к передовым образовательным и управленческим технологиям. Большое количество семинаров и конференций по проблемам образования различного уровня, проводимое в Ярославле, позволяет, с одной стороны, аккумулировать в городе научный и практический опыт российских территорий, а с другой стороны транслировать свой опыт работы. Возможность качественного улучшения кадрового потенциала системы, заинтересованность в развитии образования органов местной власти, местного сообщества позволяют говорить о значительном потенциале города для развития образования. В городе 189 дошкольных учреждений, 109 школ и школ-интернатов различных видов, 41 учреждение дополнительного образования детей, 4 детских дома и пр. В течение последних одиннадцати лет открыто 18 новых учреждений образования, в том числе три школы-новостройки - № 48, 89, 90. Учреждения образования новых видов: 3 гимназии, лицей, школы с углубленным изучением отдельных предметов, начальные школы-детские сады, учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, дошкольные учреждения с гибким режимом работы и гувернерскими группами. В отрасли трудится более 16000 человек, из них более 9000 - педагогические работники, 1521 из них имеют высшую квалификационную категорию. 226 работников отрасли имеют звания "Заслуженный учитель школы РФ" и "Заслуженный учитель РФ". Ярославский учитель Нянковский Михаил Александрович, преподаватель литературы "Провинциального колледжа", стал победителем Всероссийского конкурса "Учитель года - 94". Действует городской Дом работников образования.
Еще статьи по экономике
Технико-экономические мероприятия по снижению себестоимости услуг МУП Водоканал
Проблемы учета затрат на производство и определения себестоимости продукции до сих пор остаются темой дискуссий, разворачивающихся как в периодической печати, так и на научно-практических конференциях, семинара ...
Анализ оборотных активов и поиск путей повышения эффективности управления их основными элементами
Важнейшей составной частью финансовых ресурсов
предприятия являются его оборотные активы.
От состояния оборотных активов зависит успешное
осуществление производственного цикла предприятия, или ...
Анализ кредитоспособности
эффективный методика
Тема
данной курсовой работы - «Анализ кредитоспособности». Данная тема является
весьма актуальной в настоящее время. Актуальность связана с тем, что на
современном этапе разви ...