Перспективы совершения политики в области занятости
Анализ ситуации в сфере занятости в Украине в предшествующие годы показывает, что способность складывающегося рынка труда к саморегулированию все еще незначительна, поэтому остается необходимость в использовании элементов государственного регулирования.
С одной стороны в Украине, признается законной добровольная не занятость граждан. Она не может, как раньше, осуждаться обществом или служить основанием для привлечения человека к административной или уголовной ответственности. С другой стороны - не занятость человека, который ищет работу. Именно эта категория населения должна находиться в поле зрения государства, призванного обеспечить каждому гражданину его конституционное право на труд. Соответственно нужно решать проблему организации учета незанятого населения, необходимо из миллионов незанятых выделить тех, кто оказался в такой ситуации вынуждено.
Законодательство предусматривает обязанность вынуждено незанятого гражданина заявить об этом. Это один из новых принципов, определяющих правила поведения гражданина и государства на рынке труда: не государство выявляет неработающих, а незанятый гражданин сам обращается за помощью к государству, а именно в Государственную службу занятости.
Государственная служба занятости является структурой специальных государственных органов, призванных обеспечить координацию, решение вопросов занятости населения, регулировать спрос и предложение на рабочую силу, содействовать неработающим гражданам в трудоустройстве, организации их профессиональной подготовки, оказании социальной поддержки безработным.
С целью обеспечения трудоустройства наиболее уязвимых слоев населения осуществляется предоставление дотаций работодателям из Фонда общеобязательного государственного социального страхования на случай безработицы. В январе-июне 2005 года благодаря этому было трудоустроено 412,3 тысячи безработных граждан.
Уровень безработицы женщин в Украине за 2006 г. в расчете на полный объем движения рабочей силы на 5,1 процентных пункта превышает аналогичный показатель регистрированного рынка труда. Это означает, что большинство безработных женщин, как правило, не обращается в центры занятости из-за трудностей трудоустройства или из-за низкой заработной платы, из-за непрестижных видов труда, которые им могут предложить в службе занятости.
Для поддержки безработных в начинании собственного дела государственная служба занятости предоставляет одноразовую выплату помощи по безработице. Всего в Украине за первое полугодие 2006 года одноразовую выплату помощи получили 20,6 тысячи безработных.
По состоянию на 1 апреля 2006 года количество зарегистрированных в службе занятости вакансий составила 221, 5 тысяч, что на 17,3% больше чем на соответствующую дату 2005 года.
В 2006 году в Донецкий городской центр занятости в целях поиска подходящей работы обратилось 9,8 тыс. человек в возрасте 16-35 лет, что составляет 52% от общей численности безработных граждан.
При содействии службы занятости трудоустроено - 4,5 тыс. человек; направлено на профессиональное обучение - 65% лиц в возрасте до 18 лет; прошли профессиональное обучение - 56%; безработная молодежь в возрасте от 16 до 18 лет была одним из основных участников (67%) мероприятий по организации временного трудоустройства безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы.
Общее количество трудоустроенных граждан Украины в январе 2007 года составляло 63,7 тыс. человек (в январе 2006 года - 55,0 тыс. человек).
Наибольшее количество человек претендуют на одно рабочее место в Ивано-Франковской и Ровенской областях - 22 и 21 соответственно. В Херсонской и Тернопольской областях этот показатель составляет 18 человек, в Закарпатской и Черкасской - 15, Винницкой и Львовской - 14. Самая низкая нагрузка на вакансию в Донецкой области - 3 человека, а также в Харьковской и Луганской областях - 5 человек. В Киеве и Севастополе в среднем на одно рабочее место претендует 1 человек.
Достижение оптимально высокой, структурно-рациональной, экономически эффективной и социально-обоснованной занятости - неотъемлемая составная часть процесса восстановления украинской экономики. Стимулами этого процесса должны являться рыночные отношения и целенаправленные меры хозяйственной политики на всех уровнях. Если в развитых странах проблемы занятости могут зачастую решатся обособленно, без кардинальных изменений экономической стратегии, то в Украине для этого требуется коренное преобразование экономики. Это может быть реализовано лишь при финансовой стабилизации, возобновлении экономического роста, увеличении ресурсов для инвестиционной активности и решении социальных проблем. Необходимо эффективное взаимодействие работников, работодателей и государственных органов для согласования путей решения проблем занятости.
Еще статьи по экономике
Безработица в рыночной экономике
Безработица в России - одна из наиболее
серьезных проблем, которые оказывают наиболее сильное влияние на политические,
экономические и социальные процессы развития. Осуществляемый в настоящее врем ...
Социально-экономическая эффективность контрольно-надзорной деятельности
В
рамках повышения эффективности государственного управления и снижения
избыточных административных барьеров одной из ключевых задач является
совершенствование контрольно-надзорных и разрешительн ...
Социальная политика государства в области здравоохранения
Основной
целью функционирования любой экономической системы несомненно является создание
качественных условий для жизни и неустойчивой трудовой деятельности населения,
а также ликвидация бедности ...