Методика определения экономической эффективности конкурентоспособности продукции

Неотъемлемым атрибутом рыночной экономики является конкуренция, и она играет важную роль. Конкуренция для предприятия является значительной побудительной силой для ускорения НТП и выпуска конкурентоспособной продукции. Она заставляет их не только внедрять все новое передовое, но и наиболее рационально использовать все имеющиеся ресурсы на предприятии.

Конкуренция означает соперничество в любой сфере деятельности. Если рассматривать конкуренцию с чисто экономических позиций, то она означает соперничество между коммерческими организациями за наиболее выгодные условия производства и сбыта, за получение более выгодного заказа с целью упрочения позиций на рынке и получения максимальной прибыли сейчас и в будущем. Конкуренция на рынке выступает в различных формах и осуществляется различными методами. Она может быть внутриотраслевой и межотраслевой. В первом случае речь идет о конкуренции между аналогичными товарами, удовлетворяющими одну и туже потребность, но различающимися по цене, качеству и ассортименту. Такую конкуренцию можно назвать межфирменной или предметной. Во втором случае в конкурентную борьбу включаются товары различных отраслей, удовлетворяющие различные потребности потребительского и производственного спроса, то есть речь идет о борьбе за платежеспособный запрос наименования и потребления производства. [5]

Методика определения экономической эффективности основывается на выборе критерия, являющегося признаком, на основе которого осуществляется оценка.

Предприятие, желающее функционировать в условиях конкурентной борьбы, помимо получения прибыли должно ставить перед собой цель - повышение конкурентоспособности своей продукции, изучение деятельности конкурентов, должно стремиться занять свою нишу на рынке, сформулировать стратегию развития, оценить возможности функционирования, сильные и слабые стороны, связи с внешней средой. На основе изучения предприятий молочного производства был применен один из методов маркетинговых исследований, наиболее полно описывающий ситуацию и играющий одну из важных ролей при определении стратегии деятельности предприятия на перспективу, которым является СВОТ анализ.

Процедура СВОТ анализа сводится к следующему:

формулируется перечень возможностей, которые открывает перед предприятием внешняя среда. Это касается возможностей увеличения спроса, увеличение его параметров, уменьшение уровня конкуренции, факторов ценовой доступности;

затем формулируется перечень угроз, которые заключает в себе внешняя среда, то есть перечисляются факторы, касающиеся уменьшения спроса, кардинального изменения предпочтений потребителей, увеличения уровня конкуренции, факторы сырьевой зависимости, усложнения законодательного регулирования;

выявляется и составляется перечень сильных сторон предприятия, то есть все навыки, знания и основные факторы, приносившие и приносящие успех в его деятельности;

формируется перечень слабых сторон предприятия, которые мешают или могут помешать предприятию работать и развиваться.

Анализ представляет собой процедуру экспертной диагностики среды, позволяющей описать основные тенденции ее развития, сформулировать базовые гипотезы о перспективах деятельности предприятия и определить альтернативные направления его дальнейшего развития. Использование метода СВОТ эффективно в том случае, когда собрана достаточно полная маркетинговая информация о факторах маркетинговой среды и когда руководители четко понимают стратегические ориентиры развития своего предприятия. Полный перечень возможностей и угроз, сильных и слабых сторон предприятий составляется для полноты картины, но в матрицу вносятся только главные, сильно влияющие на ситуацию факторы. Основные возможности среды состоят в том, что существует высокий потенциал, как промышленного рынка, так и рынка конечных потребителей.

Главной угрозой для предприятий является отсутствие источников инвестиций. Наиболее сильной стороной предприятия является обеспечение высокого качества товара при приемлемой себестоимости, а наиболее слабой - отсутствие рыночной ориентации в управлении предприятием.

Главным преимуществом молочного производства является небольшая длительность производственного цикла (процесс изготовления молочной продукции составляет от 1 до 7дней, так как эта продукция является скоропортящейся). Эта особенность делает отрасль выгодной для вложения средств, особенно в оборотные средства, так как обеспечивается быстрое получение доходов.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Еще статьи по экономике

Анализ оборачиваемости дебиторской и кредиторской задолженности предприятия
Вопрос работы с дебиторами и кредиторами одними из главных в перечне функций финансовых менеджеров. Дебиторская и кредиторская задолженность являются естественными составляющими бухгалтерского бал ...

Содержание новой экономической политики в Уральском регионе
Актуальность темы работы состоит в том, что внимания заслуживает изучение не только центрального аппарата управления промышленностью, но и регионального в условиях первых экономических эксперимент ...

Современное состояние переработки и реализации мясной продукции
В настоящее время мясная промышленность - крупнейшая отрасль мясной индустрии, выпускающая широкий ассортимент продукции пищевого, технического и медицинского назначения. Эффективность производст ...