Факторы и резервы увеличения реализации продукции
Изучив динамику и выполнение плана по выпуску и реализации продукции, необходимо установить факторы изменения объема реализации. Данные факторы представлены на рис.1.2 [16, с.123].
Возможны два варианта методики анализа реализации продукции.
Если выручка на предприятии определяется по отгрузке товарной
продукции, то баланс товарной продукции будет иметь вид [16, с.124]:
ГПн +ТП = РП + ГПк (1.8)
Отсюда
РП = ГПн + ТП - ГПк (1.9)
Если выручка определяется после оплаты отгруженной продукции, то товарный баланс можно записать так [16, с.124]:
ГПн + ТП + ОТн = РП + ОТк + ГПк (1.10)
Отсюда
РП = ГПн + ТП + ОТн - ОТк - ГПк (1.11)
где ГПн, ГПк - соответственно остатки готовой продукции на складах на начало и конец периода;
ТП - стоимость выпуска товарной продукции;
РП - объем реализации продукции за отчетный период;
ОТн, ОТк - остатки отгруженной продукции на начало и конец периода.
Расчет влияния данных факторов на объем реализации продукции производится сравнением фактических уровней факторных показателей с плановыми данными и вычислением абсолютных и относительных приростов каждого из них. Для изучения влияния этих факторов анализируется баланс товарной продукции.
Рис.1.2. Структурно-логическая модель факторного анализа объема реализации продукции
водится сравнением фактических уровней факторных показателей с плановыми данными и вычислением абсолютных и относительных приростов каждого из них. Для изучения влияния этих факторов анализируется баланс товарной продукции.
Особое внимание уделяется изучению влияния факторов, определяющих объем производства и реализации продукции. Их можно объединить в три группы.
1) Обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами и эффективность их использования определяется по формулам [16, с.125]:
ВП = ЧР × ГВ (1.12)
РП = ЧР × ГВ × Дв (1.13)
где ЧР - среднесписочная численность работников предприятия;
ГВ - среднегодовая выработка продукции одним работником;
Дв - доля реализованной продукции в валовой продукции отчетного периода.
2) Обеспеченность предприятия основными производственными фондами и эффективность их использования определяется по формулам [16, с.125]:
ВП = ОПФ × ФОопф (1.14)
РП = ОПФ × ФОопф × Дв (1.15)
где ОПФ - среднегодовая сумма основных производственных фондов предприятия;
ФО - фондоотдача основных производственных фондов.
3) Обеспеченность производства сырьем и материалами и эффективность их использования определяется по формулам [16, с.126]:
ВП = МЗ × МО (1.16)
РП = МЗ × МО ×Дв (1.17)
где МЗ - сумма потребленных материальных ресурсов для производства продукции;
МО - материалоотдача (производство продукции на рубль материальных затрат).
Расчет влияния данных факторов на объем валовой и реализованной продукции можно произвести одним из приемов детерминированного факторного анализа.
После анализа производства и реализации продукции, факторов, на них влияющих, определяют резервы увеличения производства и реализации продукции.
Определение величины резервов по первой группе производится следую-щим образом [16, с.126]:
Р↑ВПкр = Р↑КР × ГВф (1.18)
Р↑ВПфрв = Р↑ФРВ × ЧВф (1.19)
Р↑ВПчв = Р↑ЧВ × ФРВв (1.20)
где Р↑ВПкр, Р↑ВПфрв, Р↑ВПчв - резерв роста валовой продукции соответственно за счет увеличения количества рабочих мест, возрастания фонда рабочего времени и повышения среднечасовой выработки;
Р↑КР - резерв увеличения количества рабочих мест;
Р↑ФРВ - резерв увеличения фонда рабочего времени за счет сокращения его потерь по вине предприятия;
Р↑ЧВ - резерв роста среднечасовой выработки за счет совершенствования техники, технологии, организации производства и рабочей силы;
ФРВв - возможный фонд рабочего времени с учетом выявленных резервов его роста.
По второй группе резервы увеличения производства продукции за счет увеличения количества оборудования (Р↑К), времени его работы (Р↑Т) и
выпуска продукции за один машино-час (Р↑ЧВ) рассчитываются по формулам:
Р↑ВПк = Р↑К × ГВф (1.21)
Р↑ВПт = Р↑Т × ЧВф (1.22)
Р↑ВПчв = Р↑ЧВ × Тв (1.23)
По третьей группе резервы увеличения выпуска продукции исчисляются следующим образом:
Еще статьи по экономике
Теория предельной полезности. Кардинализм и ординализм
Теория спроса и предложения дает повод обратиться
к такой важной экономической проблеме, как проблема стоимости. Она прекрасно
описывает процесс рыночного ценообразования на прикладном уровне и в ...
Анализ объема производства и реализации продукции
Основной задачей промышленных предприятий
является наиболее полное обеспечение спроса населения высококачественной
продукцией. Темпы роста объема производственной продукции, повышение ее
качества ...
Типы корпораций. Холдинги
мин "хoлдинг" являeтcя npoизвoдным oт aнглийcкoгo -
"дepжaть", т. e. в poccийcкoй интepnpeтaции этo
"дepжaтeльнaя" кoмnaния, кoтopaя влaдeeт кoнтpoльными naкeтaми aкций
...