Характеристика частнопредпринимательского сектора в промышленности и мелкотоварном хозяйственном секторе Урала в период нэпа

Использование историко-статистического анализа открывает новые перспективы в изучении частного капитала эпохи нэпа, прежде всего, в части выявления закономерностей хозяйственного функционирования бизнес-групп, присущих им как временных, так и более устойчивых финансово-экономических характеристик. Применение указанного методологического подхода при исследовании «новой буржуазии» Урала 1921-1928 гг. позволяет с большой степенью объективности реконструировать социальный облик нэпманов-производителей и понять основополагающие принципы трудовой мотивации легальных бизнесменов 1920-х гг., не нашедшие достаточного отражения в отечественной и зарубежной историографии.

База данных о 49 нэпманах-производителях, созданная на основе 413 досье Урало-Сибирской конторы «Кредит-Бюро», позволять уточнить представление о частном капитале как о созидательном хозяйственном социуме 1921-1928 гг. Несмотря на чинимые административные препоны, порой заслуженное публичное осуждение и уголовное наказание коммерсантов за жульничество, аферы и прочие криминальные деяния, они показали себя не временщиками, а частью хозяйственной триады (государственные, кооперативные и частные хозяйствующие субъекты), представленной в экономике страны. Нэпманы стремились добиться не равноправного, а признаваемого и не отвергаемого правительством участия в народном хозяйстве. Однако рациональная с экономической точки зрения ориентированность «новой буржуазии» на денежно-рыночный доход вкупе с их вызывающей раздражение ресторанной праздностью политизировали не только историю 1921-1928 гг. Изначальное классовое неприятие «новых богатых» утвердилось в значительной части документов периода нэпа, принадлежащих, в основном, органам государственной власти.

Сохранившаяся в досье Урало-Сибирской конторы «Кредит-Бюро» информация позволяет в той или иной степени проследить деятельность 653 человек, связавших свою судьбу с бизнесом. Но среди этого количества коммерсантов насчитывается только 61 предприниматель, индивидуально или на паях с компаньонами организовавший на Урале 49 различных по размерам и мощности промышленных заведений. Поэтому анализ данных производился на основе имеющейся в нашем распоряжении выборки по 49 частным производствам. В соответствии с заданными характеристиками, каждый из хозяйствующих субъектов был обработан с использованием методов статистического анализа. Выведенные зависимости позволили прийти к следующим выводам.

В 1921-1928 гг. для нэпманов-производителей приоритетными были четыре специализации (кондитерское и мыловаренное производства, деревообработка и кожевенное дело), составившие в совокупности 58% приложения труда и капиталов. Остальные производства (42%) пришлись на самые разнообразные коммерческие заведения, осуществлявшие пошив верхней одежды, головных уборов, мужских костюмов, женского платья; выпускавшие продукцию ежедневного спроса от колбасных изделий до домашней утвари. При очевидно большей, чем в других сегментах рынка, конкуренции значительное распространение кондитерского производства (28%) объяснялось несомненной выгодностью данного вида бизнеса: емкостью местного рынка, традиционно поглощавшего «сладости» и обеспечивавшего постоянный спрос на данную продукцию; быстрой оборачиваемостью вложенных средств; простой технологией изготовления продукции; малыми затратами на приобретение несложного оборудования и его эксплуатацию, не требовавших квалифицированных навыков или дополнительного обучения. Остальные три вида деятельности: кожевенное (15%) и мыловаренные производства (9%), лесозаготовка и деревообработка (6%) - определялись исторически сложившимися факторами традиционного присутствия данных видов «дела» в регионе, наличия на Урале сырьевой базы, удобно расположенной, доступной и имевшейся в достаточном количестве для промышленной эксплуатации.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Еще статьи по экономике

Создание и организация работы конно-туристической базы
Общее описание проекта Проект носит название: «Создание и организация работы КТБ». Целью проекта является создание конной туристической базы на юго-востоке Подмосковья и разработка плана по да ...

Совершенствования структуры предприятия, расчет технико-экономических показателей на примере ОАО ТМНУ
В современной рыночной экономике огромное влияние на эффективность предприятия влияет то, на сколько быстро руководство предприятие может реагировать на изменение ситуации на рынке. Вместе с руководством доволь ...

Социально-экономические последствия безработицы и методы ее преодоления
Новые условия хозяйствования, обусловленные началом экономического роста в России, поставили перед экономической наукой и практикой много сложных и принципиально новых проблем, требующих своего ос ...