Характеристика частнопредпринимательского сектора в промышленности и мелкотоварном хозяйственном секторе Урала в период нэпа

Вышеописанные результаты вполне согласуются с данными об успешности «дела» для двух возрастных групп. Как и следовало ожидать, в первой возрастной группе (20-40 лет) более 60% производителей добивались «отличной» и «хорошей» динамики в бизнесе, тогда как во второй возрастной группе этот показатель не превышал 40%. Однако более свойственное для молодого возраста участие в рискованных операциях, меньшие профессиональные навыки, присущие умудренному опытом и прожитыми «летами» поколению, были той оборотной стороной медали, ввергавшей 20-40 летних (40%) в тяжелое финансовое состояние. Во второй группе этот показатель был почти в два раза ниже (20%), при наличии значительной доли лиц, ведущих свои дела «удовлетворительно», но и отсутствии «отлично» преуспевающих бизнесменов.

Состояние «дела» зависело от многих объективных и субъективных составляющих, о которых уже говорилось, но как выяснилось, весомую положительную роль в успешном ведении бизнеса играло то, что на бытовом языке называют «крепкий тыл». В ходе анализа дел 49 предпринимателей обнаружена прямая зависимость «успешности бизнеса» от семейного положения. Произведенная обработка данных показала, что женатые предприниматели вели свои дела намного лучше и эффективнее, чем их холостые конкуренты. Среди женатых бизнесменов был наивысший показатель преуспевающих лиц - 60%, и только 10% из состоящих в браке находились в тяжелом финансовом положений. Почти 50% холостых предпринимателей были откровенными аутсайдерами в бизнесе, никто из них не достиг высших позиций, и немногим более 20%, не связанных узами Гименея, чувствовали себя достаточно стабильно.

Вывод об инерционном развитии бизнеса в 1925-1928 гг. подтверждается данными о состоянии дел уральских производителей за указанные годы. Полученные результаты выявили ожидаемую отрицательную динамику хозяйственного положения Уральских нэпманов-производителей на этапе «заката» нэпа и последовательной нейтрализации носителей рыночных отношений в экономике. Доля успешных бизнесменов сократилась после 1925 г. почти в два раза: с 64% до 33% при возросшем более чем в 7 раз числе «частнокапиталистических» хозяйствующих субъектов, находящихся в трудном финансовом положении - с 9% до 67%.

Таким образом, в иерархии ценностей уральских бизнесменов не доминировали ощущения ненадежности начатого коммерческого дела, но в тоже же время у них не было и уверенности, что разрешенная в 1921 г. «частнопредпринимательская» деятельность - это «надолго и всерьез». Аккумулированные данные дают основание утверждать о преимущественно созидательном отношении частного капитала к своему бизнесу и его позитивной экономической роли в системе народного хозяйства страны. В большинстве случаев нэпманы-производственники осознанно выступали за открытое коммерческое партнерство с государством, ратовали за расчетно-обоснованное, а не карательно-конфискационное налогообложение. «Новая производственная буржуазия» умела и стремилась приспосабливаться к обстоятельствам. Ее желание удержаться на плаву определялось комплексом сложных обстоятельств материального, семейно-бытового, морально-этического, индивидуального характера, психологического настроя, инерционного движения «открытого дела» и некоторыми другими.

Ниже приводится структура торгово-производственной деятельности частного капитала на Урале в 1921-1928 гг.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Еще статьи по экономике

Способы и этапы проведения подрядных торгов в строительстве
Важнейшим инструментом создания конкурентной среды является конкурсная система размещения заказов на работы, услуги и поставки. В странах с развитой рыночной экономикой, в том числе и в России, к ...

Анализ оборотных активов и поиск путей повышения эффективности управления их основными элементами
Важнейшей составной частью финансовых ресурсов предприятия являются его оборотные активы. От состояния оборотных активов зависит успешное осуществление производственного цикла предприятия, или ...

Создание плановой калькуляции себестоимости технического воздействия на автотранспортном предприятии
Автомобильный транспорт имеет ряд существенных преимуществ, обеспечивших ему за последнее время интенсивное развитие. Главными преимуществами автомобильного транспорта являются: большие маневренно ...