Розничная торговая сеть: понятие, характеристика отдельных видов, типизация, специализация, современные форматы торговли
Основными типами розничных торговых предприятий в настоящее время являются, например, следующие: универсам (супермаркет), гастроном, мини-маркет, универмаг, магазин «Промтовары», специализированные и комбинированные магазины и др.
Типы магазинов постоянно изменяются под влиянием процессов, происходящих в экономике страны, научно-технического прогресса, социальных и других факторов.
Так, широкое распространение за рубежом и в некоторых городах Беларуси получили гипермаркеты - магазины самообслуживания с торговой площадью не менее 5000 м². В них представлено до нескольких тысяч наименований как продовольственных, так и непродовольственных товаров. Высокая оборачиваемость товаров в гипермаркетах делает их доступными по цене.
Кроме того, существует развитая сеть магазинов - дискаунтеров, основная задача которых - продажа товаров по более низким ценам.
Снижение цен в магазинах - дискаунтерах достигается за счет уменьшения расходов, связанных с обслуживанием товаров. Этому способствует:
· сокращение числа посредников (поставки товаров в магазины сети осуществляются из единого распределительного центра);
· преобладание в ассортименте товаров с высокой оборачиваемостью (преимущественно продовольственных);
· применение самообслуживания;
· использование специальных стеллажей с небольшим количеством расположенных по высоте полок, позволяющих выкладывать товары в открытой транспортной таре;
· оптимизация численности персонала.
К основным торговым функциям предприятий розничной торговли следует отнести:
· изучение покупательского спроса на товары;
· формирование ассортимента товаров;
· составление заявок на завоз товаров;
· оказание торговых услуг покупателям;
· рекламирование товаров и услуг.
Основными технологическими функциями являются:
· приемка поступивших товаров по количеству и качеству;
· хранение товаров;
· выполнение операций, связанных с производственной доработкой товаров (фасовка, упаковка, маркировка и др.);
· внутримагазинное перемещение, размещение и выкладка товаров на торговом оборудовании в торговом зале;
· продажа товаров (предложение их покупателям, помощь в выборе и др.);
· выполнение расчетов с покупателями.
Розничные торговые предприятия выполняют также функции, связанные с оказанием покупателям дополнительных услуг.
Рациональное построение торгово-технологического процесса в магазине должно обеспечить экономическую эффективность работы торгового предприятия, создать максимальные удобства для покупателей и комфортные условия для труда и отдыха работников магазина [1, с. 265-269].
В настоящее время развитие розничной торговой сети идет в направлении создания эффективной конкурентной среды на рынке торговых услуг. Основополагающим элементом такой среды является широкое видовое и типовое разнообразие предприятий, форм и методов торгового обслуживания населения.
Таким образом, розничная торговая сеть является составной частью материально-технической базы торговли и завершающим процессом товарного обращения.
Еще статьи по экономике
Социальные итоги трансформации российской экономики
Переходная экономика представляет собой такое особое
состояние экономической системы, когда она функционирует в период перехода
общества от одной сложившейся исторической системы к другой. Переход ...
Анализ материальных ресурсов
Необходимым условием организации производства продукции является
обеспечение его материальными ресурсами: сырьем, материалами, топливом,
энергией, полуфабрикатами и т.д.
Стоимость материа ...
Технико-экономические показатели линии изготовления печатной платы
Задание
На участке производится сборка платы. Нормы времени выполнения операций, и технологический процесс представлены в таблице. Месячная программа выпуска 18 000шт. Брак на производстве отсутствует. Количес ...