Состояние розничной торговой сети потребительской кооперации

Специфика условий сельской жизни, различные размеры и сильная разбросанность населенных пунктов, малая плотность населения и его демографический состав определяют особенности построения и размещения сельской торговой сети. Её развитие предполагает создание на территории определённого сельского пункта комплексной системы торгового и оптового обслуживания, которая позволила бы сельскому населению приобретать всё необходимое на местах. В этой связи сельская торговая сеть должна быть тесно увязана с районными планировками и с сельским расселением, развитием агрогородков.

Различают несколько категорий сельских населенных пунктов:

•райцентры (города, городские поселки, крупные сельские населенные пункты);

•межхозяйственные центры (малые города, крупные села);

•местные (кустовые) центры (центральные усадьбы сельскохозяйственных организаций, леспромхозов, агрогородков);

•рядовые населенные пункты (деревни, бригады и др.).

Кроме них на селе имеется значительное количество нестационарных населенных пунктов (садоводческие товарищества, зоны отдыха и т.д.), поэтому основным принципом размещения сельской торговой сети является ее концентрическое (функциональное) или ступенчатое построение.

Наибольшее развитие получили такие типы магазинов, как «Универмаг», «Универсам», «Детский мир», «Товары повседневного спроса». Немаловажное место занимают современные типы магазинов «Современное домашнее хозяйство», «Техника», «Товары для приусадебного хозяйства», магазины-склады по торговле строительными и лесными материалами. Эти предприятия, как правило, размещаются вблизи вокзалов, автобусных станций, на магистралях. Широкое развитие получили торговые центры, преимущества которых на селе неоспоримы.

В потребительской кооперации для каждого административного района, как и для городской торговли, разрабатываются схемы развития и размещения розничной торговой сети, согласованные с местными органами власти, органами ЛПК. Разработка таких схем основана на определении потребности в торговых площадях для населенных пунктов на перспективу. Методика расчета потребности необходимого прироста торговых площадей, как и для городской торговой сети, основана на нормативах (в настоящее время 260 м2 на 1000 жителей).

Таблица 2.1 - Анализ торговой сети розничной торговли и общественного питания за 2008-2010 годы

Годы

Темп изменения (%)

Отклонение (+;-)

2008

2009

2010

2009 г.

2010 г.

2009-2008 гг.

2010-2009 гг.

Розничная торговля

число магазинов, тыс.

34,8

37,8

40,4

108,6

106,9

+3,0

+2,6

их торговая площадь:

всего, тыс. м2

3307

3496

3705

105,7

106,0

+189

+209

в среднем на 1 магазин, м2

95

93

92

97,9

98,9

-2

-1

на 10000 человек населения, м2

3420

3617

3908

105,8

108,0

+197

+291

число палаток и киосков, тыс.

6,2

5,6

5,3

90,3

94,6

-0,6

-0,3

Общественное питание

число объектов общественного питания, тыс.

11,5

11,7

12,0

101,7

102,6

+0,2

+0,3

число мест:

всего, тыс.

722,2

724,0

741,0

100,2

102,3

+1,8

+17

на один объект, мест

63

62

62

98,4

100,0

-1

0

на 10000 человек населения, мест

757

749

782

98,9

104,4

-8

+33

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8

Еще статьи по экономике

Совместное равновесие на товарном и денежном рынках модель IS-LM
Экономисты всегда искали модели, которые бы давали возможность экономике приблизиться к идеальному состоянию без кризисов безработицы и инфляции или макроэкономическому равновесию. Основой дл ...

Анализ использования рабочего времени
Люди являются наиболее ценным из ресурсов страны и предприятия. Поэтому основой управления любой экономической системой является управление человеческими ресурсами. Трудовая деятельность челове ...

Состав и межотраслевые связи машиностроительного комплекса
Состав и межотраслевые связи машиностроительного комплекса ...