Теория статистики
Решение:
) Определение вида динамического ряда
По способу выражения уровней ряд является рядом относительных показателей, т.к. уровни обеспеченности населения автотранспортом получены, как отношение двух абсолютных величин: количества автотранспортных средств и численности постоянного населения, выраженные в промилле.
По способу получения - вторичный.
По времени отражаемому в ряду - интервальным, т.к. уровни характеризуют величину явления в итоге за определенные периоды времени (годы). Интервалы равные.
По признаку аддитивности ряд не является аддитивным, т.к. уровни ряда нельзя суммировать и получить новый временной ряд.
) Определение аналитических показателей ряда динамики
Если каждый уровень ряда динамики сравнивается с начальным (базисным) уровнем, то рассчитанный показатель называется базисным, а если с предыдущим, то показатели называются цепными.
Абсолютный прирост показывает на сколько единиц данный уровень больше или меньше уровня принятого за базу сравнения.
Формулы для расчета:
где yi - уровень сравниваемого периода;
yi-1 - уровень предыдущего периода;
y1 - уровень первого периода (1983 год);
Темп роста показывает относительную скорость изменения ряда, т.е. сколько процентов составляет данный уровень от уровня сравнения.
Формулы для расчета темпов роста:
Темп прироста показывает, на сколько процентов данный уровень больше или меньше уровня принятого за базу сравнения.
Формулы для расчета темпов прироста:
Абсолютное содержание 1% прироста А1% показывает, на сколько единиц в абсолютном выражении увеличился (уменьшился) показатель при увеличении (уменьшении) на 1% по сравнению с предыдущим уровнем. Рассчитывается только по цепным показателям по формуле:
Результаты расчетов показателей динамики представлены в таблице 11.
Вывод. Расчет показывает, что динамика обеспеченности населения личным транспортом носит положительный характер. Ежегодно происходит увеличение количества автотранспортных средств на 1000 человек постоянного населения. Причем динамика носит ускоренный характер.
Наибольший абсолютный прирост наблюдается в 1997 году по сравнению с 1996 годом, количество автотранспортных средств на 1000 человек постоянного населения выросло на 21,6 единиц.
Наибольший относительный прирост наблюдается в 1994 году по сравнению с 1993 годом, количество автотранспортных средств на 1000 человек постоянного населения выросло на 24,7%.
В целом за исследуемый период обеспеченность населения транспортными средствами выросла на 129,3 ед. на 1000 человек или на 297,3%, т.е. в 3,873 раза.
Таблица 11
Расчет аналитических показателей ряда динамики
Год |
Обеспеченность населения личным автотранспортом (на 1000 чел. постоянного населения) |
Абсолютный прироста, ед./1000 чел. |
Темп роста, % |
Темп прироста, % |
Абсолютной содержание 1% прироста, ед. / 1000 чел. | |||
цепной |
базисный |
цепной |
базисный |
цепной |
базисный | |||
1983 |
45,0 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
1984 |
47,2 |
2,2 |
2,2 |
104,9 |
104,9 |
4,9 |
4,9 |
0,45 |
1985 |
48,9 |
1,7 |
3,9 |
103,6 |
108,7 |
3,6 |
8,7 |
0,472 |
1986 |
54,3 |
5,4 |
9,3 |
111,0 |
120,7 |
11,0 |
20,7 |
0,489 |
1987 |
56,8 |
2,5 |
11,8 |
104,6 |
126,2 |
4,6 |
26,2 |
0,543 |
1988 |
58,7 |
1,9 |
13,7 |
103,3 |
130,4 |
3,3 |
30,4 |
0,568 |
1989 |
63,4 |
4,7 |
18,4 |
108,0 |
140,9 |
8,0 |
40,9 |
0,587 |
1990 |
69,2 |
5,8 |
24,2 |
109,1 |
153,8 |
9,1 |
53,8 |
0,634 |
1991 |
70,1 |
0,9 |
25,1 |
101,3 |
155,8 |
1,3 |
55,8 |
0,692 |
1992 |
77,2 |
7,1 |
32,2 |
110,1 |
171,6 |
10,1 |
71,6 |
0,701 |
1993 |
92,6 |
15,4 |
47,6 |
119,9 |
205,8 |
19,9 |
105,8 |
0,772 |
1994 |
115,5 |
22,9 |
70,5 |
124,7 |
256,7 |
24,7 |
156,7 |
0,926 |
1995 |
132,9 |
17,4 |
87,9 |
115,1 |
295,3 |
15,1 |
195,3 |
1,155 |
1996 |
152,7 |
19,8 |
107,7 |
114,9 |
339,3 |
14,9 |
239,3 |
1,329 |
1997 |
174,3 |
21,6 |
129,3 |
114,1 |
387,3 |
14,1 |
287,3 |
1,527 |
Еще статьи по экономике
Технология анализа сбытовых издержек
Издержки производства и себестоимость производства и реализации продукции
-одни из самых важнейших финансовых показателей деятельности предприятия. Они
служат основой для расчета многих других фин ...
Бедные и богатые специфика РФ
В марте 2013 г. прошла в Ростове-на-Дону первая конференция Объединенного
Национального фронта (ОНФ), на которой вступил президент России В.В. Путин. И
на ней он поднял одни из самых злободневных ...
Безработица в рыночной экономике
Безработица в России - одна из наиболее
серьезных проблем, которые оказывают наиболее сильное влияние на политические,
экономические и социальные процессы развития. Осуществляемый в настоящее врем ...